логотип Консультант Плюс Самара лого
(846) 22-33-000
Компания "Консультант Самара" » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Может ли учреждение, работающее по 223-ФЗ не проводить ни одной конкурентной закупки за весь год, если все закупки подпадают под перечисленные в положении о закупках случаи заключения договоров с единственным поставщиком?

Может ли учреждение, работающее по 223-ФЗ не проводить ни одной конкурентной закупки за весь год, если все закупки подпадают под перечисленные в положении о закупках случаи заключения договоров с единственным поставщиком?

Неконкурентные способы закупки, в том числе закупка у единственного поставщика, устанавливаются в положении о закупке. Для закупки у единственного поставщика в положении надо предусмотреть, в частности (ч. 2 ст. 2, ч. 2, 3.2 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ):

- порядок и условия применения такой закупки;

- исчерпывающий перечень случаев ее проведения;

- порядок подготовки и осуществления закупки;

- порядок заключения и исполнения договора, в том числе срок его заключения по итогам закупки. Законом N 223-ФЗ этот срок не установлен. Заказчик должен определить его самостоятельно в положении о закупке (Письмо Минфина России от 12.07.2018 N 24-04-09/48703).

Возможные последствия злоупотребления правом определять основания закупки

Если контролирующий орган выявит, что заказчик злоупотребляет этим правом, он, в частности, может:

- выдать предписание об изменении положения о закупке (см., например, Решение и Предписание Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016);

- выдать предписание об отмене результатов закупки (если договор еще не заключен);

- оштрафовать заказчика.

Суд может признать условия положения о закупке незаконными, а договор с единственным поставщиком недействительным (по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица, в том числе поставщика закупаемой продукции).

Риск того, что основания для закупки у единственного поставщика будут признаны незаконными, высок в следующих случаях:

- установлены основания для закупки конкретных видов товаров (работ, услуг), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) неограниченным количеством лиц (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5430/15 по делу N А60-47219/2014);

- предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика на основании субъективного решения уполномоченного лица или органа заказчика (см., в частности, Решение Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016);

- предусмотрены основания, позволяющие неограниченно осуществлять закупки у единственного поставщика (отсутствуют критерии, случаи) (п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).

Таким образом, при составлении положения не рекомендуем отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается и Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции. Использование конкурентных способов закупки наиболее полно отвечает целям правового регулирования закупок (см., например, Письма Минэкономразвития России от 03.03.2016 N Д28и-494, от 25.11.2015 N Д28и-3384, от 15.10.2015 N Д28и-3118).