логотип Консультант Плюс Самара лого
(846) 22-33-000
Компания "Консультант Самара" » Вопрос эксперту » Был проведен электронный аукцион, с поставщиком заключен контракт в рамках 44-ФЗ. В период его исполнения поставщика по другому контракту внесли в реестр недобросовестных поставщиков...

Был проведен электронный аукцион, с поставщиком заключен контракт в рамках 44-ФЗ. В период его исполнения поставщика по другому контракту внесли в реестр недобросовестных поставщиков...

Вопрос:

Был проведен электронный аукцион, с поставщиком заключен контракт в рамках 44-ФЗ. В период его исполнения поставщика по другому контракту внесли в реестр недобросовестных поставщиков. С нами контракт еще не исполнен в полном объеме. О включении в РНП узнали случайно. Должны ли мы расторгнуть контракт?

Ответ:

Включение участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) действительно является преградой для того, чтобы участвовать в закупках в соответствии с 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако важно понимать, что на период подачи заявки и подписания контракта поставщик не был в РНП.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Речь в указанной части статьи идёт исключительно о праве заказчика, но не обязанности устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике в РНП.

Согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки при подаче заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) декларирует свое соответствие требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке, на момент подачи заявки.

В силу пункта 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае наличия в РНП информации об участнике закупки, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона. В рассматриваемом случае заявка участника возвращена не была в связи с отсутствием сведений о нем в РНП.

Частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, в случае если сведения, поданные участником закупки о своем соответствии требованиям, установленным документацией о закупке, на момент подачи заявки, являлись недостоверными, заказчик в соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вместе с тем, если после заключения государственного (муниципального) контракта исполнитель перестал соответствовать требованиям документации о закупке, в частности, в связи с включением информации в реестр недобросовестных поставщиков, положения части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Но важно обратить внимание на тот факт, что Законом о контрактной системе и Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено такого основания для расторжения государственного (муниципального) контракта, как включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в период действия контракта.

В соответствии со сложившейся в настоящее время судебной практикой факт включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может быть для заказчика основанием для одностороннего отказа от исполнения ранее заключенного с ним контракта (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 N 09АП-11847/2015, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 N 17АП-17332/2014-АК).

Указанную позицию поддерживает также ФАС России в письме от 06.08.2015 N АЦ/40483/15 и Минэкономразвития России в письме от 18.02.2015 N Д28и-387.

Суды считают, что в соответствии с положениями ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ у заказчика возникает обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только при недобросовестных действиях поставщика при исполнении заключенного контракта. И выводы ведомств также основаны на том, что если после заключения контракта поставщик перестал соответствовать требованиям документации о закупке в связи с включением информации в РНП, то положения ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не могут быть применены заказчиком (при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке).

На основании вышеизложенного сообщаем, что на период подачи заявки участник соответствовал всем предъявляемым ему требованиям, не состоял в РНП. В случае если на момент исполнения контракта сведения о поставщике включили в РНП, то данный факт не является основанием для расторжения контракта.