логотип Консультант Плюс Самара лого
Компания "Консультант Самара" » Правовая поддержка » Справочная информация » НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КАССОВЫХ АППАРАТОВ

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КАССОВЫХ АППАРАТОВ

 

В статье рассмотрены все тонкости применения новых правил использования контрольно-кассовой техники, приведены примеры судебных практик, расписаны пошаговый процесс снятия ККТ с регистрации, административная ответственность и многое другое.

 

 С 1 февраля 2017 года контрольно-кассовая техника должна отправлять электронные версии чеков оператору фискальных данных (ОФД) — новые правила установлены в 54-ФЗ ст.2 п.2.

 

ЭКЛЗ нужно заменить на фискальный накопитель (ФН), подключить кассу к интернету, заключить договор с оператором фискальных данных и отправлять чеки в электронном виде в ФНС через оператора фискальных данных.

 

Организации и предприниматели до 1 февраля 2017 г. были вправе регистрировать ККТ по-старому. Такие ККТ применяются, перерегистрируются и снимаются с учета в порядке, предусмотренном Законом о ККТ в старой редакции, до 1 июля 2017 г.


Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператором фискальных данных каждого кассового чека или БСО в электронной форме, после 1 февраля 2017 г. не допускаются. Таким образом, торговые организации, которые в настоящее время используют старые модели ККТ, могут их применять до 1 июля 2017 г., по истечении указанной даты делать это запрещается.

 

Неприятный сюрприз ждет ИП и организаций-"спецрежимников", которые в настоящее время вправе не применять ККТ (но выдавать по требованию покупателя иной подтверждающий оплату документ). В 2018 г. они лишатся данного права. Предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и ИП, выбравшие спецрежим в виде уплаты ЕНВД, при осуществлении ими предпринимательской деятельности, установленной п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в том числе розничной торговли, производимой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети), могут осуществлять налично-денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции и т.п. до 1 июля 2018 г. До той же даты вправе не применять ККТ, а вместо этого выдавать БСО организации и предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению. Причем делать это они могут по правилам, установленным Законом о ККТ, до внесения в него поправок.

 

Организации и предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, также могут не применять в составе автоматов ККТ до 01.07.2018.

 

Можно зарегистрировать

и поставить на учет ККТ 

       только нового образца        

Всем, кто сейчас использует ККК,

надлежит работать с новыми или

модернизированными кассовыми

 аппаратами                                      

 Предпринимателям, работающим в 

режиме ЕНВД и на патенте, нужно в

обязательном порядке

использовать ККТ

 

Случаи-исключения

 

Статьей 2 Закона о ККТ предусмотрено, что организации и предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении, в частности, следующих видов деятельности:

 

  • отдаленные и труднодоступные местности - пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Перечень таких местностей должен быть утвержден органом государственной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 2 Закона о ККТ).
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов.

 

Новые требования, предъявляемые к кассовым чекам и БСО

 

Законом о ККТ установлены новые требования к ККТ, фискальному накопителю, кассовому чеку и бланку строгой отчетности. В частности, в кассовом чеке и БСО (за некоторым исключением) должны будут содержаться следующие обязательные реквизиты:

 

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет - адрес сайта пользователя);
  • наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, ИНН;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (получение средств от покупателя (приход), возврат средств покупателю (возврат прихода), выдача средств покупателю (расход), получение средств от покупателя, ранее выданных ему (возврат расхода));
  • наименование товаров <1>, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС;
  • сумма расчета с отдельным отражением ставок и сумм НДС по этим ставкам;
  • форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты;
  • должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или БСО и выдавшего его покупателю (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);
  • регистрационный номер ККТ;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа;
  • адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
  • абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека или БСО в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором документ может быть получен;
  • адрес электронной почты отправителя кассового чека или БСО в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме;
  • порядковый номер фискального документа;
  • номер смены;
  • фискальный признак сообщения.

 

Кассовый чек и бланк строгой отчетности могут содержать реквизиты, не указанные выше, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.

 

Административная ответственность

 

Законом №195-ФЗ внесены многочисленные поправки в ст. 14.5 КоАП РФ. Представим их в виде таблицы.

 

При этом лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законом, либо о применении им ККТ, которая не соответствует определенным требованиям (равно как с нарушением предусмотренных законодательством порядка регистрации (перерегистрации), правил ее применения), и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой предусмотрена административная ответственность, освобождается от таковой за правонарушения, установленные ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ, при соблюдении следующих условий:

 

  1. на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  2. представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

 

С 1 июля 2017 г. обычную ККТ, не обеспечивающую онлайновую передачу данных в налоговые органы, уже нельзя будет использовать. Поэтому до этого момента нужно снять такую ККТ с учета в ИФНС и зарегистрировать новую онлайн-кассу.

 

Порядок снятия с учета ККТ

 

При переходе на онлайн-кассы обычные аппараты ККТ нужно снять с регистрационного учета в налоговом органе. Так же придется поступить, если вы будете модернизировать обычную кассу в онлайн, устанавливая на нее новое программное обеспечение и фискальный накопитель <3>.

Сразу скажем, что для онлайн-касс предусмотрен иной, новый порядок их регистрации и снятия с учета. А обычные аппараты ККТ, зарегистрированные в налоговой до 1 февраля 2017 г., снимаются с учета в порядке, действовавшем до внесения поправок в Закон о ККТ <4>. Именно об этом старом порядке у нас и пойдет речь.

 

Внимание! За применение обычной ККТ (не онлайн-касс) после 01.07.2017 грозит штраф <5>:

  • для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.; 
  • для руководителей или ИП - от 1 500 до 3 000 руб. 

 

Снять кассу с учета (причем абсолютно бесплатно) налоговики должны в течение 5 рабочих дней со дня представления вами необходимых для этого документов <6>. При этом датой их представления считается дата регистрации документов в налоговом органе (что должно произойти в день их получения) <7>.

Если же с документами что-то не так, налоговики уведомят вас об этом <8>. На устранение недостатков вам дадут 1 рабочий день, а если в отведенный срок вы не уложитесь, в снятии ККТ с учета вам откажут <9>.

 

Пошагово процесс снятия кассы с регистрации выглядит так.

 

Шаг 1. Представление документов в ИФНС

Для начала процедуры подайте в налоговую по месту учета ККТ оригиналы следующих документов <10>:

  • заявления о снятии ККТ с регистрации по утвержденной форме <11>. Для снятия с учета используется та же самая форма заявления, что и при регистрации ККТ. Только на его титульном листе, в поле "Вид документа", в первой ячейке надо проставить цифру 3. Кстати, лучше оставить себе копию заявления, на которой налоговики сделают отметку о получении документов;
  • паспорта ККТ, который выдается поставщиком ККТ <12>;
  • карточки регистрации ККТ, которая выдается налоговым органом в момент постановки кассы на учет <13>;
  • учетного талона (хранится в ЦТО) <14>.

 

Помимо этого, вас могут попросить представить и другие документы, к примеру фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4). Поэтому лучше заранее уточните в своей налоговой, какие им понадобятся документы.

 

Документы вы можете подать одним из следующих способов <15>:

  • отправить почтой с уведомлением о вручении, если вы не опасаетесь за их сохранность;
  • лично;
  • в форме электронных документов через Интернет.

 

Шаг 2. Снятие показаний памяти

 

Следующий этап снятия ККТ с учета заключается в составлении специалистом ЦТО в присутствии налогового инспектора акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2 <16>. Для этого нужно согласовать время вашей встречи как с налоговиками, так и со специалистом ЦТО.

 

Для составления акта сотруднику ЦТО нужно снять показания кассы и распечатать необходимые для этого документы: фискальные отчеты и контрольные ленты, которые затем представляются в налоговую. Если это сделать заранее, то для составления акта КМ-2 кассу в инспекцию можно не приносить. Однако налоговики могут потребовать, чтобы снятие фискальных отчетов проводилось в их присутствии. В таком случае кассу придется взять с собой в ИФНС. Поэтому имеет смысл узнать в своей налоговой, нужно ли приносить кассу для снятия ее с учета.

 

Шаг 3. Получение регистрационных документов на ККТ

 

После того как акт КМ-2 будет составлен, инспектор внесет в свою базу данных сведения о снятии ККТ с учета. А затем сделает отметки о снятии ККТ, заверив их печатью налогового органа, в следующих документах <17>:

 

  • в паспорте ККТ. В нем также будет указан пароль доступа к фискальной памяти ККТ;
  • учетном талоне ККТ;
  • книге учета;
  • карточке регистрации.

 

Вам выдадут все эти документы, кроме карточки регистрации. Она остается в налоговой и хранится в течение 5 лет после снятия ККТ с учета <18>.

 

Когда в принципе требуется снимать с учета ККТ

 

Но еще до перехода на онлайн-кассы вам может понадобиться снять вашу обычную ККТ с учета. Вышеописанная процедура пригодится, когда:

 

  • вы планируете продать кассу;
  • истек срок службы ККТ. Кстати, если вы используете модель ККТ, которая исключена из Госреестра, но нормативный срок ее амортизации не истек, кассу можно применять и дальше, до конца установленного изготовителем срока, но не более 10 лет <19>;
  • вы реорганизуете компанию (например, из АО в ООО) <20>;
  • у вас меняется инспекция, регистрирующая ККТ, по причине переезда вашей фирмы (смены места жительства - у ИП).

 

Внимание! Если в случае переезда вы вынуждены снять обычную кассу с учета, то зарегистрировать ее в другой инспекции у вас уже не получится. Это можно было сделать только до 1 февраля 2017 г. Поэтому вам придется обзаводиться онлайн-кассой и именно ее регистрировать в ИФНС;

 

  • вы закрываете ОП, по месту нахождения которого была зарегистрирована ККТ;
  • вы ликвидируете компанию;
  • вы передаете свою ККТ в аренду курьерской службе <21>;
  • вы решили отказаться от использования ККТ, поскольку будете выдавать клиентам бланки строгой отчетности;
  • ККТ сломалась, похищена или уничтожена (скажем, в результате пожара). Причем если вы снимаете ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением (утерей), дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий этот факт <22>. Это может быть, например:
  • справка из МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором находилась ККТ;
  • справка из ОВД, содержащая информацию о количестве похищенных (утерянных) кассовых аппаратов, моделях и заводских номерах ККТ;
  • заключение ЦТО о поломке ККТ и/или невозможности ее дальнейшего использования <23>.

 

Когда налоговая самостоятельно снимает ККТ с учета

 

Такое может произойти по следующим причинам:

 

  1. если сведения о юридическом лице исключены из ЕГРЮЛ (сведения об ИП - из ЕГРИП) <24>;
  2. если истек нормативный срок эксплуатации модели ККТ, которая исключена из Госреестра ККТ. Тогда налоговики должны письменно уведомить вас о снятии такой кассы с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения срока эксплуатации. При этом от вас никакого заявления не потребуется <25>.

 

Кстати, если нормативный срок амортизации истечет у ККТ, не исключенной из Госреестра, то это не будет являться основанием для снятия такой кассы с учета налоговым органом в одностороннем порядке <26>.

 

После окончания процедуры снятия ККТ с учета с кассовым аппаратом можно делать все что угодно: продать, сдать в аренду, подарить (если он, конечно, кому-то нужен) или просто убрать в шкаф. Кассу, исключенную из Госреестра, из-за невозможности ее дальнейшего использования останется только выбросить. А вот всю документацию, связанную с кассовым аппаратом, нужно хранить в течение не менее 5 лет с даты окончания его использования <27>.

 

Регистрация ККТ по новым правилам

 

Общие правила

Регистрировать в налоговом органе вновь приобретенную (доработанную) ККТ, отвечающую современным требованиям, организация должна сделать это с соблюдением норм Закона о ККТ. На основании п. 1 ст. 4.2 Закона о ККТ организациям и предпринимателям предоставлен выбор в отношении того, каким образом представить заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ. Итак, заявление можно подать:

 

  • на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган. Таким образом, даже если ККТ будет применяться обособленным подразделением организации, для представления заявления на бумажном носителе необязательно выбирать налоговый орган по месту нахождения этого подразделения;
  • удаленно через кабинет контрольно-кассовой техники, причем, как подчеркнули финансисты в Письме от 02.12.2016 N 03-01-15/71646, без физического представления ККТ в налоговый орган, что значительно сократит время, затрачиваемое на регистрацию. Дата подачи заявления в электронной форме - это дата его размещения в кабинете ККТ.

 

Кабинет ККТ размещается в Интернете на официальном сайте ФНС и интегрируется в личный кабинет налогоплательщика. Доступ к кабинету ККТ осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматическом режиме при авторизации в личном кабинете налогоплательщика - юридического лица или ИП.

 

Стационарная и мобильная ККТ

Уже на этапе подачи заявления о регистрации ККТ нужно заявить, каким образом будет использоваться ККТ (стационарно или нет). Кстати, Минфин подтвердил, что онлайн-кассы могут использоваться курьерами (см. Письмо от 20.12.2016 N 03-01-15/76178). По вопросу о возможности организации выдачи курьерской службе мобильных ККТ для осуществления ими расчетов с покупателями (клиентами) отмечаем, что Федеральным законом N 54-ФЗ ограничения в отношении таких действий не предусмотрены.

 

При этом чиновники подчеркивают: кассовый чек или бланк строгой отчетности курьерской службой должен передаваться покупателю (клиенту) в момент осуществления расчета. Со своей стороны, добавим, что фискальный документ необходимо оформить с применением ККТ именно во время проведения расчета (допустим, в момент передачи наличных денежных средств), оформить его заранее нельзя. Это следует из п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ, где сказано, что ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое производит с ним расчеты, за исключением расчета с помощью электронных средств платежа в Интернете.

 

Вернемся к заявлению. Сведения, подлежащие указанию в заявлении о регистрации ККТ, перечислены в п. 2 ст. 4.2 Закона о ККТ. Они носят открытый характер, так как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением ККТ, вправе устанавливать дополнительные сведения для включения в заявление о регистрации контрольно-кассовой техники. К сведениям, которые должны быть отражены в заявлении о регистрации ККТ в силу Закона, относятся среди прочего адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники.

 

В предложенной форме заявления имеются:

  • поле 050 "Адрес установки (применения) контрольно-кассовой техники" - заполняется при наличии адреса установки (применения) ККТ;
  • поле 060 "Место установки (применения) контрольно-кассовой техники" - заполняется, в частности, в случае применения ККТ для развозной или разносной торговли, при осуществлении деятельности такси либо иного вида деятельности (здесь указываются наименование и модель транспортного средства, а также его государственный регистрационный номер).

 

Представленные сведения, по сути, идентичны тем, что фиксируются в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, утвержденном Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ (предварительно этот документ должен был утратить силу с 01.02.2017), так как в данном заявлении предусмотрено указание:

  • адреса места установки ККТ;
  • наименования места установки ККТ.

 

В свою очередь, в Письме УФНС по г. Москве от 02.03.2011 N 17-26/019349@ даны такие разъяснения. (Причем они используются в арбитражной практике - см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 N 09АП-25759/2016-АК по делу N А40-35931/16.)

 

Если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств, она обязана в общеустановленном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ.

 

В этом случае налоговый орган в карточке регистрации ККТ в строке "Установлена по адресу" указывает юридический адрес организации (место жительства индивидуального предпринимателя), вид выездной деятельности - торговля (оказание услуг), вид объекта торговли (оказание услуг).

 

Таким образом, ранее, если ККТ применялась при ведении деятельности разъездного характера, при ее регистрации в налоговом органе в качестве адреса места установки ККТ нужно было указывать адрес организации в пределах места ее нахождения, отраженный в ЕГРЮЛ. Если же ККТ устанавливалась (применялась) по определенному адресу - стационарно (это может быть адрес организации по месту ее нахождения, адрес обособленного подразделения), именно его (фактический адрес установки (применения) ККТ) и необходимо было указывать в заявлении о ККТ. Можем предположить, что представленный подход будет использоваться и далее.

 

С 1 июля 2017 года вся используемая ККТ должна удовлетворять новым требованиям, среди которых - возможность передачи фискальных документов (кассового чека или БСО) в налоговый орган через оператора фискальных данных. (Ну а покупателям предоставляется право получения кассового чека или БСО в электронном виде, за исключением ситуации, когда расчеты проводятся в местности, отдаленной от сетей связи.) В то же время организации и ИП, оказывающие услуги общественного питания с применением ККТ, могут повременить до 01.07.2018 при условии выдачи клиентам бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом либо сформированных с использованием автоматизированных систем. Также следует учитывать, что без ККТ можно обходиться в случае оказания услуг в отдаленной или труднодоступной местности (временного ограничения нет).

 

Порядок проведения регистрации ККТ в ФНС претерпел изменения. Заявление о регистрации можно представить на бумажном носителе в любой территориальный орган ФНС либо через кабинет ККТ, размещенный в Интернете. Причем в заявлении сразу же необходимо указать, будет ли онлайн-касса использоваться стационарно. Если ККТ запланировано применять по определенному адресу, именно его и необходимо отразить в заявлении о ККТ. Если же ККТ используется на выездных мероприятиях, то при ее регистрации в налоговом органе в качестве адреса установки ККТ следует использовать юридический адрес организации (адрес по ЕГРЮЛ). Кстати, если с целью проведения расчетов на выездные мероприятия берется ККТ, при регистрации которой в качестве адреса установки заявлен фактический адрес, не совпадающий с юридическим, то в налоговый орган необходимо подать заявление о перерегистрации ККТ с указанием юридического адреса.

 

Обратите внимание: применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, сроков и условий ее перерегистрации - административно наказуемое деяние, ответственность за совершение, которого установлена ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Мерой наказания является предупреждение или штраф (для должностных лиц - от 1 500 до 3 000 руб., для юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.).

 

Итак, последовательность шагов по применению новых требований к ККТ примерно следующая:

  1. установить, предусмотрена ли Законом обязанность применять ККТ и если да, то когда именно такая обязанность наступит. Это зависит от вида деятельности или применяемого режима налогообложения;
  2. установить, подлежат ли модернизации применяемые кассовые аппараты или нет; эту информацию можно узнать на сайте ФНС России, на сайте производителя ККТ или у центра технического обслуживания;
  3. определить целесообразность модернизации или покупки новой ККТ исходя из стоимости и количества требуемых единиц ККТ;
  4. снять с регистрации ККТ, которая подлежит модернизации, по старому порядку;
  5. обратиться в центр технического обслуживания или непосредственно к производителю для модернизации ККТ в целях приведения ее в соответствие новым требованиям или покупки новой ККТ;
  6. заключить договор с оператором фискальных данных. Их перечень можно найти на сайте ФНС России;
  7. осуществить регистрацию модернизированной ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России;
  8. если применяется много единиц ККТ, то предварительно целесообразно определить график модернизации (покупки) ККТ и ее снятия с регистрации с целью обеспечения бесперебойной работы;
  9. применять ККТ;
  10. не забыть получить вычет, если он вам полагается.

 

Выбор оператора фискальных данных (ОФД)

 

Обязательным участником электронного взаимодействия между кассами и ФНС становится оператор фискальных данных. Он будет принимать, обрабатывать, хранить и передавать в ведомство информацию о расчетах, обеспечивать ее конфиденциальность и безопасность. Согласно Закону о ККТ все ОФД должны гарантированно работать с любыми моделями кассовой техники, а также соответствовать единым требованиям: иметь лицензии ФСТЭК и Роскомнадзора, обладать необходимой технической инфраструктурой и т.д.

 

При выборе ОФД стоит ориентироваться на то, какие возможности будут входить в стоимость обслуживания по договору: будет ли это только обязательный функционал или вы сможете воспользоваться дополнительными преимуществами за те же деньги. Например, проводить регистрацию, перерегистрацию и снимать с учета кассы в режиме онлайн, а также иметь доступ ко всем фискальным данным компании, анализировать их в нужном разрезе (за период времени, по торговым точкам, кассирам и т.д.), сравнивать показатели, выгружать xls-таблицы и строить наглядные графики.

 

Стоит обратить внимание и на то, какой опыт за спиной у конкретного оператора. Хорошо, когда ОФД одновременно является оператором электронного документооборота. Это значит, что у него уже есть проверенная техническая база, чтобы бесперебойно обрабатывать большой объем данных, а также налажен диалог с контролирующими органами, и наконец, есть понимание того, какие трудности могут возникнуть у клиента и как их решать.

 

Большим плюсом станет круглосуточная техническая поддержка. Это особенно важно в начале использования онлайн-касс, когда в любое время может возникнуть вопрос по передаче сведений и необходимо будет уточнить требования законодательства. Сведения об ОФД, с которым вы начали сотрудничество, нужно будет прописать в настройках кассы и указать при ее регистрации. Стоит отметить, что после подключения онлайн-кассы вам не придется совершать каких-либо действий для передачи фискальных данных. Это будет происходить автоматически.

 

Итак, большинство торговых организаций с 01.07.2017 обязаны будут применять "онлайн-ККТ". "Вмененщики", которые в настоящее время вправе работать без ККТ, обязаны будут применять "онлайн-кассы" годом позже - с 1 июля 2018 г.

 

 

Информация подготовлена специалистами КонсультантПлюс Самара 

--------------------------------

<1> В отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих один из спецрежимов (ПСНО, УСНО, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, спецрежим в виде уплаты ЕНВД) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением ИП, производящих торговлю подакцизными товарами, абз. 9 п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ в новой редакции (в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества) применяется с 1 февраля 2021 г.

<2> Положения ч. 4 ч. 14.5 КоАП РФ применяются с 1 февраля 2017 г.

<3> Письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831; Информация с сайта ФНС www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/kkt_questions/.

<4> Статья 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015); ч. 3 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ.

<5> Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ; подп. "б" п. 5 ст. 3 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ.

<6> Пункт 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение); пп. 23, 33 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н (далее - Регламент).

<7> Пункты 23, 35, 50 Регламента.

<8> Пункт 57 Регламента.

<9> Пункты 58, 59 Регламента.

<10> Пункт 16 Положения; п. 26 Регламента.

<11> Утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@.

<12> Пункт 2 Положения.

<13> Пункт 15 Положения; п. 72 Регламента.

<14> Пункт 13 Положения; п. 73 Регламента; Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395.

<15> Пункт 27 Регламента.

<16> Пункт 82 Регламента.

<17> Пункт 17 Положения; пп. 83, 84, 87 Регламента.

<18> Пункт 88 Регламента.

<19> Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910; Закон от 08.03.2015 N 51-ФЗ.

<20> Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 17-15/053120.

<21> Письмо ФНС России от 20.02.2007 N ШТ-6-06/132@.

<22> Пункт 86 Регламента.

<23> Письмо УФНС России по г. Москве от 15.08.2012 N 17-15/075054.

<24> Подпункт "б" п. 85 Регламента.

<25> Пункт 19 Положения; подп. "а" п. 85 Регламента.

<26> Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ (п. 1).

<27> Пункт 14 Положения.