логотип Консультант Плюс Самара лого
Компания "Консультант Самара" » Правовая поддержка » Новости законодательства » Правомерно ли в вакансии указать требование о презентабельной внешности соискателя?

Правомерно ли в вакансии указать требование о презентабельной внешности соискателя?

Вопрос: Правомерно ли в вакансии указать требование о презентабельной внешности соискателя, учитывая специфику работы и обязанности - встречи и общение с клиентами? Можно ли отказать в приеме на работу из-за непрезентабельной внешности?

 

Ответ: По нашему мнению, в вакансии неправомерно указать требование о презентабельной внешности соискателя. По этой причине отказ в приеме на работу суд может признать неправомерным.


Обоснование: Необоснованный отказ в приеме на работу запрещен (ч. 1 ст. 64 Трудового кодекса РФ).Трудовое законодательство запрещает дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). Это направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в реализации своих прав на труд.Кроме того, законодательство определяет, кому и в каких случаях запрещено отказывать в приеме на работу.

 

Так, в приеме на работу запрещено отказывать любому лицу по обстоятельствам, которые не связаны с деловыми качествами соискателя, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 64 ТК РФ, абз. 1 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 2))

 

Таким образом, в общем случае дискриминирующим признается отказ в заключении трудового договора, если он не связан с деловыми качествами лица, принимаемого на работу, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (в целях защиты интересов отдельных категорий граждан).

 

При приеме на работу на должность, связанную со встречами и общением с клиентами, законодательство не устанавливает каких-то специальных требований или ограничений.Следует пояснить, что законодательство содержит только примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу. Поэтому вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела (абз. 4 п. 10 Постановления N 2).В трудовом законодательстве не закреплено определения понятия "деловые качества". Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли) (абз. 6 п. 10 Постановления N 2).Под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

 

Важно, что работодатель вправе предъявить к соискателю специальные требования, необходимые для соответствующей должности, если они обусловлены спецификой работы (абз. 7 п. 10 Постановления N 2). Однако при отказе работодателя в заключении трудового договора по мотивам непрезентабельной внешности соискателя высок риск того, что такой отказ будет признан неправомерным, как не связанный с деловыми качествами соискателя.

 

Таким образом, не следует отказывать соискателям в работе из-за непрезентабельной внешности.

 

Если в вакансии указать требование о презентабельной внешности соискателя, то есть вероятность того, что суд в случае спора оценит такое требование как дискриминирующее всех других соискателей, кто такой внешностью не обладает, даже если обязанности будущего работника предполагают встречи и общение с клиентами.

 

Дополнительно отметим, что законодательство запрещает распространять информацию о вакансиях, которая содержит сведения и ограничения дискриминационного характера. Лица, которые распространяют такую информацию, привлекаются к административной ответственности (п. 6 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

 

Распространение подобной информации - самостоятельное нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Информация подготовлена специалистами КонсультантПлюс