логотип Консультант Плюс Самара лого
(846) 22-33-000
Компания "КонсалтикаПлюс" » Правовая поддержка » Новости законодательства » Организация заключила договор по устройству железобетонного монолитного каркаса. В СРО не вступила. Какие последствия отсутствия СРО?

Организация заключила договор по устройству железобетонного монолитного каркаса. В СРО не вступила. Какие последствия отсутствия СРО?

Ответ: 


Последствиями отсутствия СРО могут быть следующие: 

1) Административная ответственность. 

2) Ликвидация организации по решению суда. 

3) Возможные риски для заказчика. 

4) Уголовная ответственность. 

5) Не проявление должной осмотрительности. 

6) Признание сделки недействительной. 

Рассмотрим далее их более подробно. 

  

Обоснование: 

  

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных указанным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. 


СРО разрабатывают и утверждают требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации (п. 2 ст. 4 Закона о СРО). Членство в указанных организациях может быть как добровольным, так и обязательным (п. п. 1, 2 ст. 5 Закона о СРО). 


В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ). 


Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о СРО обязательное членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях устанавливается федеральными законами. 


Обязательное членство в соответствующих СРО для осуществления своей деятельности предусмотрено для следующих субъектов: 


- юридических лиц, выступающих в роли технического заказчика (п. 22 ст. 1 ГрК РФ); 

- участников аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (п. 2 ч. 1 ст. 46.8 ГрК РФ), об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (п. 2 ч. 2 ст. 55.29 ГрК РФ); 


- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, и юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов (ч. 2.1 ст. 47, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ); 


- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, и юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов (ч. 4.1 ст. 48, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ); 


- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, и юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов (ч. 2.2 ст. 52, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ); 


- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по договорам подряда на осуществление сноса объекта капитального строительства, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов (ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ), а также и лиц, осуществляющих снос гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, объектов индивидуального жилищного строительства, строений и сооружений вспомогательного использования (ч. 4 ст. 55.31 ГрК РФ); 


- лиц, осуществляющих деятельность по проведению энергетического обследования (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); 


- оценщиков (ст. 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"); 

- арбитражных управляющих (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"); 

- аудиторов (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"); 

- финансовых организаций (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"); 

- физических лиц, осуществляющих актуарную деятельность (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации"); 

- кадастровых инженеров (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"). 


Прекращение членства в СРО для перечисленных лиц влечет невозможность оказания ими соответствующих услуг (выполнения работ), а согласно ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ в случае отсутствия у одной из сторон договора членства в СРО, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков. 


Последствия выполнения работ без допуска СРО. 

1) Административная ответственность. 

В случае выполнения указанных работ без свидетельства о допуске к нарушителям применяется статья 9.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.? 

1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если для выполнения таких работ членство в такой саморегулируемой организации является обязательным, - 

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

2. Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, - 

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - 

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 


На основании пункта 1 статьи 23.69 Кодекса РФ об административных правонарушениях такие дела рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций. Этим органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор (Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864). 


2) Ликвидация организации по решению суда. 

Пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона может быть ликвидировано по решению суда. 

Работа без допуска - это нарушение статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Из информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. № 23 следует, что иск о принудительной ликвидации подрядчика вправе заявить налоговая инспекция или прокурор. 

Применение этой нормы разъясняет пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 84. А именно: суд должен исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность организации. 

Однако, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. 


3) Возможные риски для заказчика. 

Законодательство не содержит прямых предписаний для заказчиков о привлечении только подрядчиков, имеющих свидетельство о допуске. Не исключено, что строители, не вступившие в СРО, предлагают работы по более низким расценкам. Тем не менее наличие у подрядной организации соответствующего свидетельства избавит заказчика от ряда серьезных проблем. 


4) Уголовная ответственность. 

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (в случаях, когда оно обязательно) или с нарушением лицензионных требований и условий, если такая деятельность связана с извлечением дохода в крупном размере (Крупным размером признается доход, превышающий 250 000 руб. (примечание к ст. 169 Уголовного кодекса РФ)), наказывается: 


— штрафом до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; 

— либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов; 

— либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (п. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ). 

При получении дохода в особо крупном размере (особо крупным размером признается доход — 1 000 000 руб. (примечание к ст. 169 Уголовного кодекса РФ) применяются следующие меры: 

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; 

— либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового (подп. «б» п. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ). 


Привлечению к ответственности подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения непосредственно возложены обязанности по руководству организацией. Например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23). 


5) Не проявление должной осмотрительности. 

Когда подрядчик не выполняет свои налоговые обязательства, инспекторы стремятся переложить налоговую нагрузку на заказчика. Проще говоря, налоговые органы пытаются отказать заказчику в праве на вычеты НДС и в признании расходов (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2009 г. № 09АП-10765/ 2009-АК, во вложении к консультации). 

Во избежание претензий в недобросовестности во времена лицензирования заказчики, по мнению налоговиков, должны были запрашивать у подрядчика в числе прочих документов копии строительных лицензий. Это следует, в частности, из пункта 12 приложения № 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ- 3-06/333. 

Теперь доказательством должной осмотрительности заказчика при ведении предпринимательской деятельности является копия свидетельства о допуске. 

Кроме того, саморегулируемая организация по запросу заинтересованного лица обязана оперативно представить выписку из реестра своих членов (п. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ). Таким лицом может быть, как подрядчик, так и заказчик. Не пренебрегайте этой возможностью дополнительного контроля. Ведь может оказаться, что ваш подрядчик исключен из членов СРО на основании пункта 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ. 

В связи с тем, что в последнее время участились случаи подделок свидетельств о допуске на работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых СРО, заказчик просто обязан убедиться в том, что допуск заказчика существует и действителен. На сайте саморегулируемой организации в обязательном порядке размещается реестр членов такой СРО, а также сведения о допусках, действие которых приостановлено, сведения об организациях, исключенных из такого СРО. Также можно действительно запросить выписку, в крайнем случае просто обратиться в СРО. 


6) Признание сделки недействительной. 

Больше всего бухгалтера беспокоит риск неблагоприятных налоговых последствий сделки с подрядчиком, не имеющим допуска. Ведь в связи с исполнением договора заказчик применяет вычеты по налогу на добавленную стоимость и отражает расходы в налоговом учете. 

Не окажутся ли эти налоговые выгоды необоснованными? 
Такие опасения не напрасны. Об этом свидетельствует письмо Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/2/188. В нем сообщается, что организация, не имеющая лицензию на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность. 


Поэтому расходы по оплате услуг, оказанных такой организацией, обоснованными не являются и при налогообложении прибыли не учитываются. Обратите внимание: финансисты уклонились от обсуждения гражданско-правовых аспектов самой сделки. Формулировки письма по аналогии можно применить и к строительной деятельности, требующей свидетельства о допуске. 


Однако свидетельство о допуске не следует приравнивать к лицензии. 
Последствия отсутствия лицензии конкретно определены в статье 173 Гражданского кодекса РФ. В частности, сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Налоговые органы такой надзор не осуществляют, а значит, полномочиями на обращение в суд в данном случае не обладают. 


А вот при отсутствии у исполнителя свидетельства о допуске договор подряда не будет соответствовать обязательным правилам, установленным законом (п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ). Такое несоответствие, согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ, влечет ничтожность сделки. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Это установлено в пункте 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ. То есть в отличие от ситуации с лицензией обращение в суд не понадобится. 


В налоговой инспекции считают, что первичные документы, удостоверяющие исполнение недействительной сделки, юридической силы не имеют (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ) и по этой причине налоговую нагрузку у покупателя не снижают. Такая позиция инспекции в ходе налоговой проверки обернется применением пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, а именно наложением штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.